Группа стендового авиамоделизма «Фантом» существует с 1998 г. и на притяжении своей пятилетней истории приобщает к техническому творчеству уже второе поколение ребят. В настоящее время группа включает в себя 8 подростков в возрасте от 11 до 17 лет, которых объединяет интерес к изготовлению точных масштабных копий самолетов.
Казалось бы, нет ничего проще: пошел в магазин, купил пластиковый набор, откопал в отцовской кладовке клей «Момент», склеил детали по инструкции и готово… Готово, то оно готово, но не так все просто, потому как то что получится будет напоминать настоящей самолет очень отдаленно, если вообще будет. Ведь у настоящего самолета не торчит клей из всех щелей и цвет у него не однотонный, как у пластика, а часто трех-четырех или даже 5 цветов радуги. Чтобы сделать из того, что продается в магазинах, модель (в этом и состоит цель стендового моделизма – конечный продукт должен как можно больше походить на настоящий предмет), у мальчишек уходит от 3 недель до 6 месяцев. Начинается с изучения литературы: описаний, истории создания, чертежей, фотографий – ведь надо хотя бы определиться с тем, что именно ты будешь делать, английский истребитель «Спитфайр», например, имеет порядка 50 модификаций. По этому, допустим, Сережа Светлов (17 лет, ученик, в группе с 1999 г.) для того, чтобы сделать свой Су-27 «Flanker», прочел 7 книг. И еще гораздо интереснее сделать конкретный самолет, который чем-то знаменит, как, например, Ришат Сайфулин (11 лет, член-корреспондент, в группе с 2001г.), воплотивший в пластике самолет Ла-5Ф знаменитого Балтийского аса героя Советского Союза Г.К. Костылева, а для этого нужно знать, чем отличается именно этот экземпляр от всех остальных. Следующий этап – на сленге «доведение до ума» пластика: берется то, что куплено, выбрасывается все лишнее, что не соответствует прототипу, и добавляется то, чего не хватает, будучи, обычно, изготовлено «с нуля» (при чем чаще второе, нежели первое. Например Вова Кирий (15 лет, старший ученик, в группе с 1999 г.) довел количество деталей на своем английском реактивном истребителе Supermarine “Attaker” с 18 исходных до 41, то есть увеличил более, чем на 100%). Помимо этого части деталей, иногда большей, придается форма не как видится фирме-изготовителю набора, а как оно должно быть. Потом все это собирается в один кусок – по-нашему в «болванку», которая обрабатывается, как это делает Саша Емец (12 лет, ученик, в группе с 2001 г), в «вылизанный» «полуфабрикат» истребителя Яковлев Як-3 которого можно было посмотреться, как в зеркало. Далее следует покраска. Процесс это очень тонкий, наверное, самый моделизме сложный, описывать его слишком долго, это нужно видеть, наблюдая, к примеру, за работой Вани Кузьмина (12 лет, младший ученик, в группе с 2002 г.), который чтобы подобрать правильно цвет на немецкую «Комету» - перехватчик Messerschmitt Me-163 перебрал более, чем 70 оттенков только зеленой краски. Затем присоединяются мелкие детали – стоечки, антенны, щитки, часто совершенно не так, как нарисовано в инструкции, прилагаемой к магазинному набору, а так как правильно. Допустим, Дима Софронов (12 лет, ученик, в группе с 2002 г.), изготовляя модель «Стелса» Lockheed F-117, отложил в сторону инструкцию и делал все по фотографиям. Далее наносятся опознавательные знаки – переводные картинки «декали». Здесь тоже нужны аккуратность и прилежание. Так, Максим Насонов (14 лет, член-корреспонлент, в группе с 2001 г.), расцвечивал свой французский истребитель Dassault “Mirage”III соответственно национальной принадлежности в течении 5 часов, работая с изображениями размером до 0.1 х 1 мм. В конце-концов все это покрывается лаком и на полку, а иногда и на выставочную витрину становится маленький самолет, почти, как настоящий, только в 72 раза меньший. И тут описаны далеко не все операции, например изготовление кабины, которую Виталий Хатин (12 лет, член-корреспондент, в группе с 2001 г.) выбрасывает из магазинного набора полностью из-за крайнего несоответствия оригиналу, делая весь интерьер самостоятельно.
Что это им дает? Во-первых, приятное времяпрепровождение в компании с друзьями, близкими по интересам, сама дружба между ними, которая появилась благодаря группе, чувство локтя: они – команда (хотя большинство из них явные индивидуалисты). А во-вторых, знания и навыки: изучение создания и конструкции прототипа – история, география, физика; копание в чертежах – геометрия, черчение, алгебра; сборка – усидчивость, аккуратность, мелкая моторика, образное мышление; покраска – химия, навыки работы с лако-красочными материалами, эстетический вкус. И самое главное, у них есть интерес, стремление к знаниям, стержень в жизни, они не пойдут жить в подвалы, не выйдут на улицу, совершать преступления. Тот же Сережа Светлов пришел в группу с твердым желанием прожить жизнь, прочитав как можно меньше книг, а Вова Кирий вообще ничего не хотел. Часть ребят в школе считают «трудными».
Посидеть, поговорить, полистать авиационную периодику, да и просто понаблюдать за процессом может прийти любой желающий. Примерно на каждом втором занятии в уголке на диване есть кто-то, кого в списках группы нет. Частый гость – экс-член группы Максим Юлдашев (17 лет, в группе с 1999 по 2002 г.г.). Вообще, группа «Фантом» уже выросла из коротких штанишек кружка технического творчества, превратившись в центр общения, который охватывает не только членов группы, но и их друзей.
Чего они достигли? Группа «Фантом» является уникальным и единственным в регионе (если не в России вообще) такого рода неформальным объединением, созданным и существующим исключительно на инициативных началах. Группа входит в Тобольский городской клуб стендового моделизма «Мираж», является параллельно коллективным членом Ханты-Мансийской окружной ассоциации стендового моделизма и Московского клуба стендового моделизма. Ребята ежегодно принимают участие в выставках стендового моделизма: городских – 1999, 2000 (1-е место среди детей в номинации винтомоторная авиация, 2-е – среди подростков, реактивная – Светлов), 2001 (3-е место среди детей, винтовая авиация – Кирий), 2002 (1-е место среди подростков, винтовая авиация – Кирий (13-летний Вова попал в одну номинацию с молодыми людьми 17 лет от роду и выиграл), 2003 г.г. (2-е место среди детей, винтовая авиация – Хатин), региональных – 2001 (Светлов), 2002 (Кирий) г.г., всероссийских – 2000 (Кирий), 2001 (Кирий, Светлов)г.г. Последняя выставка, в которой приняла участие команда группы «Фантом» – юбилейная региональная, посвященная 15-летию клуба «Авиатор» в г. Ханты-Мансийске. 5 членов группы, включая руководителя, представили 6 моделей (по 1-й в каждой номинации 72-го масштаба). Итог: 4 первых места – Кузьмин (Ме-163), Насонов (Ильюшин Ил-2), и 2 третьих – Хатин (Miles “Magister”), Светлов (YF-23 “Black Widow II”). Самая результативная команда выставки, родной город представили более, чем достойно. Ребята неоднократно награждались вымпелами, памятными значками, призами, дипломами, грамотами, теперь еще и получили 2 медали. Основной принцип выставочной деятельности группы – олимпийский: главное не победа, главное участие. Призы хорошо, но это не самое важное, важнее «тусовка», возможность пообщаться с интересными людьми, близкими по духу и мировоззрению, научиться у них чему-то новому, а что-то и показать им. Кроме того ребята получают уникальную возможность посмотреть «в живую» и даже потрогать настоящие самолеты, модели которых они делают. Ведь так гораздо легче, чем по фотографиям и чертежам, оценить размеры летательного аппарата, силу и мощь боевой машины, масштабы вложенных в нее человеческих знаний и труда, прикоснуться (в прямом и переносном смысле) к истории, а потом вложить приобретенные впечатления в модель. Во время всероссийских выставок ребята становятся желанными гостями в Центральном музее Военно-воздушных сил России в г. Монино, Центральном музее Советской армии, Музее авиации на Ходынском поле. Администрация Центрального дома авиации и космонавтики даже предложила выставить модели членов группы в своих залах, однако, как обычно, не нашлось спонсора. И это еще не все. Ежегодно в первых числах января проходят выставки внутри группы, на которых родители ребят, их родственники и друзья, да и любой, кому это интересно, могут увидеть, что сделал каждый член группы за год. Особо выдающимся вручаются вымпелы: «победа года», «торопыга», «лентяй года», «наш долгострой» и т.п.
И, наконец, последнее достижение: с распространением персональных компьютеров появилась возможность обобщить накопленные знания и поделиться ими со всеми остальными – группа занялась издательской деятельностью. В феврале 2003 г. вышла первая книга, посвященная японскому истребителю 30-х годов Мицубиси А5М «Клод», которая, повествуя об этом самолете, затрагивает сложный клубок межгосударственных отношений, сложившихся в то время на Дальнем Востоке. С особым интересом в работе над материалом книги принимали участие Вова Кирий, который за несколько лет занятий в группе собрал у себя небольшую библиотеку по авиации и с удовольствием делился информацией, и Ришат Сайфулин, активно обсуждавший макет и содержание выпуска.
А теперь представьте себе пацана – пытливого, стремящегося к знаниям, способного просидеть за столом столько времени, сколько нужно, чтобы правильно соединить между собой несколько деталей, размеры которых исчисляются миллиметрами, жизнь которого полна и насыщена событиями и впечатлениями, - это и есть член ГСАМ «Фантом».
главная
галерея моделей
Напишите мне
|